Первый в мире алюминиевый авиадвигатель успешно выдержал испытания в Новосибирске

28.01.2019

Новосибирск. 28 января. ИНТЕРФАКС-АВН - Сотрудники Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) успешно завершили испытания первого в мире полностью алюминиевого авиадвигателя, сообщает пресс-служба вуза.

Экспериментальный агрегат прошел многочасовые ресурсные испытания, которые подтвердили высокие эксплуатационные характеристики сверхпрочного покрытия, которым покрыты алюминиевые детали двигателя", - говорится в сообщении.

Отмечается, что износ деталей не определяется микрометрическим измерительным инструментом.

"Фактически его нет. Это нас вдохновляет", - цитирует пресс-служба руководителя группы разработчиков, профессора кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ Илью Зверкова.

Во время испытаний, сказано в сообщении, не обошлось без внештатных ситуаций: на одном из этапов на одной из деталей появился скол инновационного покрытия, повредились уплотнения масляной системы и двигатель начал дымить, однако он не заглох, что подтвердило высокую надежность агрегата.

"Анализ неполадки показал, что она случилась из-за производственного брака при обработке детали и не имеет отношения к самой технологии", - подчеркивается в сообщении.

Как сообщалось, в двигателе из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Ученым НГТУ удалось заменить сталь алюминием с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования, разработанной в Институте неорганической химии (Новосибирск). На алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности алюминиевой детали образуется тонкий слой оксида алюминия - корунда, который обладает высокой твердостью и температурой плавления.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40-50% по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить около 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П - не менее 250 кг. Мощность нового двигателя выросла с 40 лошадиных сил - до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15%.

Новый двигатель будет устанавливаться на двухместные самолеты Як-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки.

Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен самолетов Як-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин Аи-95. Также на него будет устанавливаться автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.